1: Если вы связаны с сервисом мобильных телефонов, монтажем/демонтажем и другими видами пайки современной схемотехники, особенно iPhone, скорее всего вы сталкиваетесь или в ближайшие годы столкнётесь с миниатюризацией, при которой начинает не хватать разрешения, даваемого хорошими микроскопами типа Nikon SMZ-1 с увеличением до 30х.
Для максимальных разрешений, то есть для реально больших увеличений, лучшим, с огромным отрывом, будет Bausch & Lomb StereoZoom 7 , но его рабочее расстояние всего 77мм. Следующий микроскоп с супер разрешением, на 7% меньше, МБС-9, но не каждого устроит расстояние 65мм, контраст в 25% от уровня настоящих микроскопов, глобус на среднем и маленьком увеличениях. МБС-10 отстает в разрешении на 3%, и у него слабый контраст, 20% от контраста импортных настоящих микроскопов, нереальные цвета при больших увеличениях, дискретное переключение увеличений, и конкретный желтый оттенок изображения, а расстояние 92мм все еще накладывает ограничение на многие виды работ. Потеряв еще 10% разрешения, мы встретим переделанный мною Nikon smz-2b. После этого, потеряв еще 5% разрешения, Leica s6e (6.3-40x) 110mm, которая имеет топовый контраст, но только 35% комфортного поля по ширине при максимальном увеличении и небольшая окраска контрастных переходов хроматическими артефактами. Соизмеримое разрешение при меньшем в 2 раза контрасте, но с приемлемым полем до 50% и рабочим расстоянием 100мм, даст Olympus sz6045 (10-63x) 100mm, подобное разрешение и у непеределанных Nikon smz-2b/smz-2t (8х-50х)/(10-63x) 100мм — высокий контраст и яркость. Потеряв в разрешении 10%, мы встретим Nikon smz-745 (6,7-50x) 115mm с полем 45%. Затем с 5% потерей разрешения Nikon SMZ-645 115мм с 42% комфортного поля по ширине на максимальном увеличении. Такое же разрешение у Olympus sz61 (7-45x) 110мм, все в нем сбалансированно, и комфортное поле составляет 57% по ширине. Leica GZ6 (7x-40x) 110мм, (хроматизм портит картинку ) и Olympus VMZ с рабочим расстоянием 90мм, (тоже небольшой хроматизм). После потери очередных 5% разрешения идет плотная группа аппаратов: Olympus sz4045 (6,7х-40х) 110мм, sz51 (8-40x) 110mm и sz3060 (9x-40x), Nikon smz-2 (8-40x) 86мм, Leica StereoZoom6 Plus (7-40x) 90мм и Bausch & Lomb stereozoom 5 (8-40x) 100мм, (пониженный в два раза контраст). Если максимальное разрешение требуется редко, то , потеряв еще 10% мы встречаем Nikon smz-1 (7x-30x) 100мм и Nikon SMZ-1b (8x-35x) 100мм. На средних увеличениях самую оптимальную картинку дают Olympus sz4045 и Olympus sz3060 , заметно лучше, чем у Nikon SMZ-1/1b
Если вам удастся найти МБС-200 (МССО) , в идеальном состоянии , конечно — можно расслабиться и понимать, что в принципе единственное его отличие он дорогих импортных микроскопов по системе Грину — отсутствие зума и заметно меньший контраст изображения, а в остальном это отличное решение для работы на предельных разрешениях.
Bausch and Lomb StereoZoom 7, и его аналога Leica StereoZoom 7 : увеличения получаются 10х-70х, но рабочее расстояние всего лишь 77мм. Разрешение будет выше всех, как у исследовательских микроскопов . Качество по полю очень хорошее , 50% рабочего поля по ширине , хроматизма нет как класса . Но передние стекла — это часть объектива, и при расстоянии 77мм они очень часто попадают под воздействие загрязнений, и , вследствие их чистки , которая бывает чаще обычного, эти объективы бывают поцарапаны. Такой дефект не лечится и присутствует у половины экземпляров на вторичном рынке. Плюс эта модель чаще страдает от разъюстировок по причине сложной схемы и большого размера корпуса.
И, наконец, радикальное решение — исследовательские микроскопы правильных фирм по системе Аббе, то есть построенные по принципу, используемому МБС, в частности. Если вы готовы получить рабочее расстояние 82мм, но разрешение на 10% выше, чем у МБС 9, идеальную по полю картинку с плавным зумом от 7х до 49х, при любых увеличениях отличную цветопередачу и контраст, заметно лучше , чем у самых лучших микроскопов по системе Грину, обратите внимание на Nikon SMZ-10a с объективом Nikon Plan ED 1x и окулярами 10х/23мм. Цена его в хорошем состоянии начинается от $1000 на EBay. Как всегда, Nikon имеет заметный резерв повышения контраста, который я реализовал. Ещё весьма интересен Nikon SMZ-U (7,5x-75x) , рабочее расстояние с Nikon Plan ED 1x 82мм, с оригинальными окулярами 10х/24мм. Он в хорошем косметически состоянии стоит от $1200 на EBay. Но несмотря на его 75x, с объективом Nikon ED Plan 1x 82мм новых деталей после 60х не прибавляется, разве что у вас проблемы со зрением. C Plan APO за дополнительные $400-500 вы получите реальное увеличение разрешения на 10%. Дальнейший рост разрешения требует уменьшения рабочего расстояния до 60мм в случае с реальным увеличением 70х, и вообще 30мм для увеличения 130х. Вот пример видео разных объективов на Smz-U с процессором Apple A12 . Но дополнительные 13% разрешения при тех же объективах за $1000-1500 вы можете получить с современными аббе, Nikon smz-1000 8-80x, Olympus szx7 8-56,szx9/10/12, Leica m80.
2: Для людей, которые работают с материнками или планшетами, вопрос предельного разрешения не так важен, там рабочими являются увеличения 7х-20х. Для них нужен хороший Универсальный штатив и максимально маленькое минимальное увеличение. Лучше всего брать Nikon SMZ-745 (115мм)с полем 33мм,Olympus sz4045/sz61 (110mm) с полем 33мм, Nikon SMZ-1 (100мм) с полем 32мм и Leica s4e/s6e (110mm) с полем 35мм. Самая контрастная у приятная для глаз картинка у Olympus sz51/61 , Nikon SMZ-745, потом sz4045 , потом Leica s4e/s6e, и, наконец, SMZ -1.
3: Ювелиры для закрепки и разных видов обработки, заточки, а так-же зубные техники к минимальному увеличению ещё требовательнее, но большое значение получает максимальное по ширине поле с приемлимой резкостью для обоих глаз одновременно, плюс у них по технологии требуются рабочие расстояния от 140мм, ведь оптика с маленькими расстояниями может просто пострадать вследствие воздействия частиц материалов и искр, плюс инструмент иногда не позволяет работать ниже 140мм. Выбор получается значительно уже: Olympus sz4045/sz51/sz61 (110мм) по причине до 60% поля по ширине с приемлемой резкостью для обоих глаз, с линзой 0.62х 160мм. Nikon SMZ-745 (115мм) имеет поле 45% по ширине, прийдется чаще двигать объект в центральную зону. Leica s4e/s6e (110мм) вообще достанет вас своим ощущением вглядывания в дно бочки при 35% ширины, и не спасет ситуацию супер контраст. Правда, стоит заметить, что ограничения ширины даны для максимального увеличения, при увеличении 10х у всех микроскопов резкий почти весь кадр.
Почти всегда оправданы универсальные штативы , иногда желательна возможность наклона микроскопа. Для получения больших расстояний существуют дополнительные линзы 0,7х (Nikon 138мм/Olympus 143мм), 0,62х(Nikon 138мм/Olympus 160мм) , 0,5х (Nikon 180мм/Olympus 200мм). Увеличения микроскопов изменятся на значение множителя линзы, а поле вырастет на значение, обратное множителю. К примеру, Nikon SMZ-1 (7х-30х) с окулярами 10х/21мм имеет размер поля 31,5 мм при увеличении 7х, с линзой 0,7х минимальное увеличение станет 4,9х, а поле 31,5мм/0,7=45мм. С линзой 0,5х минимальное увеличение станет 3,5х, а поле 63мм. Соответственно упадёт и максимальное увеличение, оно составит 30х0,7=21х и 30х0,5=15х соответственно. Здесь Leica GZ4 (7х-30х) 9см с линзой 0,5х (19см) является хорошим и недорогим решением, более комфортным для глаз, чем Nikon SMZ-1
Если же ваш бюджет превышает $1400, гораздо интереснее работать с системой Аббе, тогда вы получите рабочее расстояние 150мм, рабочее поле 23-24мм, охренительный контраст и резкость для обоих глаз одновременно по всему полю. Начальный аббе от Nikon SMZ-10 , за $1400 вы получите лучший с моей точки зрения в линейке Nikon smz-10a, $1900 smz-U с тринокуляром, ну а Zeiss Stemi SV8 +100mm даст на 12% меньшее разрешение и качество на краях поля, на минимальных увеличениях будет внешние 25% поля с потерей резкости, но гораздо более комфортную картинку, огромное поле при родных окулярах с диафрагмой 25мм и самый высокий контраст среди перечисленных микроскопов до $1500, при увеличениях выше среднего.
4: Граверные работы не требуют особенно большого разрешения, и, как следствие, увеличения . Но им очень часто нужно сверхмалые увеличения и большая глубина резкости. И, как тут я неожиданно выяснил, для них важна плоскость поля, любые бочки и глобусы противопоказаны. Для сверхмалых увеличений подходят все микроскопы с начальным значением зума 6.7х, если вы добавите линзу 0.5х , 0.4х или 0.27х, рабочие поля будут 60, 70 или 100мм. Но нужно понимать, что при таких линзах рабочее расстояние микроскопа станет 20-30 см, и высокие модели с углом наклона 60* не позволят вам комфортно работать, над микроскопом прийдется буквально висеть. Здесь будут идеальны только микроскопы с углом окуляров 45* и минимальным увеличением 6.7, то есть Olympus sz4045/sz61 (110mm) и Leica s4e (110mm), причем leica, скорее всего, смутит очень узким комфортным полем 40%, при 60% у sz4045 . А вот вопрос большой глубины резкости очень коварный. По независимым и непреодолимым причинам чем больше размер линз при одинаковом расстоянии до объекта, тем больше оптическое разрешение , как следствие, максимальное увеличение честного микроскопа. Например, самое большое увеличение среди всех микроскопов по системе Грину с расстоянием 110-115мм равно 50х у Nikon SMZ-745 и Nikon SMZ-645 , и объективы там имеют диаметр 18мм. Самое большое разрешение у Leica s6e, которая вообще имеет объективы 20мм, при максимальном увеличении 40х. У Olympus sz4045 диаметр объективов равен 16мм, и максимальное увеличение 40х. У Nikon smz -1 с рабочим расстоянием 100мм диаметр линз 14мм и максимальное увеличение 30х. С другой стороны, если бы у Nikon SMZ-745 сделать линзы 10мм, он бы при своих 50х показывал мутные и темные изображения, несмотря на идеальное просветление и первоклассную оптику. Но при уменьшении размера линз увеличивается грубина резко видимого пространства, и в этот Nikon SMZ-745 было бы видно менее резкую картинку, с меньшим количеством деталей, но на большую в 2 раза глубину. Этот эффект можно прекрасно рассмотреть на ЛЮБЫХ поддельных микроскопах, которые продаются дорого и нулёвые ;). Так вот, у Leica gz4 с увеличениями 7-30х линзы 12мм, и получается, что глубина изображения на 20% больше, чем у Nikon SMZ-1, а способность увидеть мельчайшие детали (разрешение) на 20% ниже. Как следствие, эта самая Leica gz4 является весьма годным аппаратом для граверов, если использовать её с 0.5x auxiliary lens.
5:При оценке состояния форсунок дизельных двигателей для оценки поверхности необходимо обеспечить освещение на дне отверстия диаметром 4-5 мм и глубиной 30-50 мм. Это можно сделать либо световолокном, освещаемым с одного из торцев, и введенным в отверстие, либо коаксиальным освещением, что потребует микроскопа типа Olympus sz4045chi или микроскопа по системе Аббе, с специальным модулем освещения. Такой вариант на основе Nikon smz-10t был продан мною за $1350 и вы можете оценить его работу на следующем видео. Особенно хочу отметить, что глазами видно значительно лучше, для видео не был выбран оптимальный режим
Использование окуляров с большим увеличением, если не хватает разрешения
Распространенное мнение, что можно решить проблему с недостаточным увеличением покупкой окуляров 15х или 20х, что даст увеличения в 1,5/2 раза больше, как обычно, неверное. Вы получите темную мутную картинку, в которой не появится новых деталей, а поле рабочее уменьшится заметно. Этот метод хорош, если вы имеете проблемы со зрением и хотите их усугубить, или просто любите простые решения. Кстати, китайские микроскопы как раз и демонстрируют такой подход: маленькое реальное разрешение и огромные цифры за разумные деньги.
Вот немного про увеличения https://conoptical.com/resolution/
Nikon SMZ-1 и SMZ-460 — один и тот же микроскоп, названный в соответствии с новыми правилами: сперва значение зума (4х или 6х), потом угол наклона окулярных трубок (45* или 60*). SMZ-1 (0,7x-3x) и SMZ-1b (0,8x-3,5x) — второй микроскоп имеет более толстые зеркала внутри, немного лучшее просветление и сдвинутые в большую сторону увеличения. Разрешение у обоих одинаковое. Оптическая схема и механика тоже совпадают почти-что во всем, кроме длины окулярных трубок. У SMZ-2b , как и у Nikon SMZ-645/745, полностью переработанная оптическая схема, там используется 4 группы линз вместо 3 у ВСЕХ остальных микроскопов , упомянутых в этом обзоре, и вместо зеркал в оборачивающей системе стоят призмы.
Если посмотреть на качество и долговечность механики, то прошедшие через мои руки микроскопы показывают что самыми надежными, проработавшими обычно по 30-40 лет и правильно сделанными являются Nikon любых моделей. Olympus не так надёжен и чаще разъюстируется. Leica GZ4/s4e/s6e , в отличие от GZ6, не имеет проблем с механикой , и очень хорошо держит юстировку .
Обзор современныx микроскопов с ценой до $2500 https://conoptical.com/microscopes-comparison/
Экспресс-тест вашего микроскопа https://conoptical.com/express-test/
Галереи и стоимость моих микроскопов Микроскопы на продажу и услуги
Гарантии и условия https://conoptical.com/warranty/