Стерео микроскоп Olympus SZ6045 1.0x-6.3x (100mm) 45*

Данный микроскоп, несмотря на заурядный вид, оказался имеющим самое большое разрешение среди всех по системе Грину, побывавших в моих руках, с расстоянием 100-115мм. Есть модели с большим разрешением, но у B&L Stereozoom 7 расстояние 77мм, а у Olympus sz1145 вообще 73мм.

Об аппарате

Основные параметры:

  • Бинокулярная стереосистема Грину
  • Рабочее расстояние 100мм, наилучший выбор для ремонта современных телефонов
  • Номинальное увеличение 1.0 — 6.3х, с окулярами 10х/22мм 10 — 63х
  • Наклон окулярных трубок 45°
  • Размеры идентичны размерам Olympus SZ4045

По всем параметрам это — серьёзный микроскоп, нацеленный на  высокое разрешение, имеющий только одного более мощного собрата — Olympus sz1145 с рабочим расстоянием 73мм. Микроскоп построен по схеме Грину, использует сложную оптическую схему из 4-х линзовых блоков с высоким, хотя и не наилучшим в бизнесе, контрастом. Механика почти неубиваема и превосходит Nikon любой модели, если профилактировать механические недостатки регулировки увеличения (см ниже). Единственное ограничение — максимальное поле 22мм при дистанции 100мм. Линзами его можно поднять до 137мм , получив поле 30мм, или до 186мм, с полем 44мм. Его применение оправдано для ремонта мобильных телефонов и других плат с высокой концентрацией мелких элементов, контроля тонких механических сборок, как это происходит при настройке двигателей, и как недорогой вариант получения действительно огромных реальных увеличений, при использовании оригинальных линз 1.5/2x. Детальное сравнение с другими микроскопами приведено в конце этой статьи.

Прямым аналогом по всем параметрам является тринокулярный Nikon SMZ-2T, с таким же рабочим расстоянием 100мм и увеличением 1.0 — 6.3 . Следующий по близости параметров будет Nikon SMZ-2B, увеличения 0.8 — 5.0.

Внутреннее строение и особенности

Оптическая схема этого микроскопа построена подобно Nikon SMZ-2B/645 /745/ Bausch and Lomb Stereozoom 7: четыре группы линз, первая и последняя группа неподвижны, а остальные передвигаются между ними по хитрым траекториям, задаваемым центральным вращаемым валом. Остальные модели системы Грину (Nikon SMZ-1, Olympus VM / SZ30 / SZ40 / SZ51 / SZ61, Leica S4E/S6E …) используют схему из трёх групп линз — первая и вторая подвижны, а последняя — закреплена перед оборачивающей системой. С одной стороны, такие трёхгруппные системы имеют затруднения с большим диапазоном увеличения, разрешением и отсутствием аберраций. С другой стороны, в четырёхгруппных системах механика усложняется, а большее количество линз приводит к уменьшению контраста.

При этом у Nikon SMZ-2B/2T/645/745 с подобной четырехлинзовой схемой объективы состоят из 4/4/3/3, в этом же аппарате установлено только две, что выражается в небольшой сферической аберрации на максимальном увеличении, но контраст при этом немного повышается за счет меньшего количества отражений и рассеяний . Качество просветления у Olympus выше, чем у Nikon smz-2b/t, но этот плюс нивелируется двумя дополнительными зеркалами в оборачивающей системе. Правда, прямой конкурент SMZ-2B/2T не использует зеркал вообще, только  призмы. У Nikon smz-645 оборачивающая система состоит из 4-х зеркал, что заметно понижает контраст, и только у smz-745 просветление уже не хуже, чем у Olympus, и в оборачивающей системе, как и у данной модели, присутствует склейка из 3-х призм и 2 зеркала. 

В этой серии есть ряд очевидных  специалисту усовершенствований по сравнению с Olympus SZ30 /40 / 51/61. Эти меры заметно повышают устойчивость серии к вибрациям и немного улучшают контраст.

 В блоке крепления призм, кроме герметика, используется дополнительная стяжка.
В блоке крепления призм используется дополнительная стяжка


Выходные камеры, в которых находятся зеркала, имеют хорошее дополнительное чернение, а зеркала фиксируются на зажимах герметиком, а не просто прижимом. Но вследствие изменений в внутреннем профиле крепления оборачивающей системы серия SZ60, как и SZ51 / 61, получила крепление призмы, при которым одна из граней недоступна для нормальной чистки, поэтому для полной чистки приходится снимать призму с герметика, что требует профессионального опыта при её установке обратно, в частности, теряется оригинальная юстировка призменного блока

Как и  у SMZ-2B/T, объективы не защищены, поэтому нередко приходят в неидеальном состоянии, и могут быть со временем поцарапаны пользователем. Поэтому я дорабатываю эти микроскопы,  устанавливая качественный защитный фильтр, который не уменьшает рабочее расстояние и герметизирует блок объективов, по пути уменьшая инфракрасное воздействие на оптику.  Внешняя поверхность фильтра имеет водоотталкивающий эффект,  что облегчает его чистку.

Резкость по полю 50% по ширине соизмерима с 45% у Nikon SMZ-2B/2T против 42% у Nikon smz-645 / 45% smz-745. Увеличения 1.0 — 6.3 дают только 22мм поля в минимальном положении с окуляром 10х/22мм, у Nikon smz-2b/645 при минимальном увеличении 0.8 поле будет 27.5мм, в то время, как у Nikon SMZ-745 / Olympus sz4045 /Nikon SMZ-1 при минимальном увеличении 0,67х поле равно 33мм. Правда, Leica S4e/S6e имеет минимальное увеличение 0.63x, что дает поле 35мм, являясь рекордом среди побывавших у меня микроскопов системы Грину, но рабочее поле по ширине у нее только 35%, что создает ощущение туннеля, и не каждому этот вид понравится.

Сравнение с другими моделями 

Для мастеров по ремонту мобильных телефонов важно реальное увеличение и разрешение, у данной модели оно:

  • На 25% ниже, чем у Bausch and Lomb Stereozoom 7 1.0-7.0x (дистанция 77мм). Stereozoom 7 — безусловный лидер среди всех доступных микроскопов, с такой же схемой из 4-х линзовых блоков, как у Olympus, но с широким носиком, слабым контрастом и рабочим расстоянием 77мм (против 100мм данного аппарата), что вкупе весьма усложняет паяльные работы
  • Меньше на 10%, чем у МБС-1 / 2 / 9 (дистанция 65мм), но не каждый сможет комфортно работать с рабочим расстоянием 65мм, глобусом на большинстве увеличений и низким контрастом, когда тяжело поймать тонкие оттенки изображения
  • Разрешением меньше на 10%, чем МБС-10 (дистанция 90мм), но без дикого хроматизма, с большей яркостью, с плоским полем на всех увеличениях, и в 5 раз (!) большим контрастом
  • Разрешение меньше на 5%, чем у доработанного за отдельную плату Nikon SMZ-2b, причем у никона поле без линзы 27.5мм против 22 у олимпуса
  • Разрешение идентично таковому у Leica S6E 0.63-4.0x (110мм), но без туннельного эффекта, при котором от 15% влево / вправо от центра один из каналов теряет фокус и сильно напрягает глаза. При этому у Leica контраст максимальный из виденных мной, выше, чем у SZ6045 в 2-3 раза
  • В теории на 7% выше, чем у моего любимого Nikon SMZ-2B / 2T 0.8-5.0x/1.0-6.3x  (дистанция 100мм), на практике разрешения идентичны, но при этом 55% резкого поля против 45% у Nikon
  • На 10% выше, чем у Nikon SMZ-745 0.67-5.0x (115мм), и здесь опять же только 45% поля по ширине комфортны
  • На 15% выше, чем у Nikon SMZ-645 0.8-5.0x (115мм) , и тому же у Никона только 42% поля по ширине, и синеватые оттенки
  • На 15% выше, чем у Olympus SZ61 0.67-4.5x (110мм), хотя у SZ61 контраст выше в 2 раза и комфортны 60% поля по ширине;
  • На 20% выше, чем у Olympus SZ51 0.8-4.0x (110мм), хотя у SZ51 контраст выше в 2 раза и поле 60%;
  • На 20% выше, чем у Olympus SZ4045 0.67-4.0x (110мм), контраст соизмерим;
  • На 30% выше, чем у Nikon SMZ-1 0.7-3.0x (100мм), контраст же выше на 50%;

Чистка, юстировка и доработка вашего экземпляра

Если у Вас уже есть этот микроскоп, стоит воспользоваться моими услугами по доводке его до максимально высокого уровня. Как и любой другой сложный профессиональный инструмент, этот микроскоп требует качественного обслуживания, и будет служить приятнее и дольше, не говоря уже о сохранности вашего зрения. Если Вы никогда не обслуживали Ваш микроскоп, и особенно если приобрели его со вторых рук с неизвестной историей, Вы будете, скорее всего, приятно удивлены результатами его обслуживания.

Чистка и юстировка такой модели стоит $220. Условия обслуживания других моделей

Защитный фильтр с качественным просветлением и водоотталкивающим эффектом, герметизирующий блок объективов и уменьшающий инфракрасное воздействие на оптику — $30, входит в мою базовую поставку микроскопа
Укрепление главной шестеренки зума капроновой ниткой и эпоксидкой, $30, гарантия 3 года, входит в мою базовую поставку. Отдельно хочу уточнить, что пока нет возможности сделать шестеренку методом 3Д печати, которая была хотя бы в 2 раза мене прочной, чем оригинальная. Обычно 3Д пластики имеют прочность в 3-5 раз ниже и просто сыпятся через месяц-другой

Следствием схемы с неподвижным первым блоком линз в основе микроскопа и возможности открывать защитный носик для легкой чистки и смазки является очень тяжело устранимый эффект опускания масла в тонкие щели в районе крепления объективов и постоянного подъема его на линзы, создавая узоры, похожие на грибок, но с яркими отражениями. Такие структуры на стекле по меньшей мере садят контраст, а также могут сильно деградировать качество изображения. Данная ситуация у меня встретилась у 2-х микроскопов из 4-х, побывавших в моих руках.

Хозяйке на заметку, какие варианты порой могут прийти к вам от рассеянных продавцов:

Место, где можно увидеть все фотографии этого микроскопа в большом разрешении https://photos.app.goo.gl/36gPsGsfqojF9r5B9

Детальный обзор этого и других микроскопов по ссылке https://conoptical.com/microscopes-comparison/

Почему я продаю все так дорого, когда есть множество прекрасных предложений от прекрасных людей заметно дешевле https://conoptical.com/advertising/

И вот душещипательная история купленого занедорого в Украине sz6045esd


Цену на эту модель вы можете найти в каталоге

Спасибо за внимание 

Стерео микроскоп Olympus SZ6045 1.0x-6.3x (100mm) 45*: 1 комментарий

  1. Приобрел данный микроскоп у Игоря три недели назад. Картинка четкая и хорошая, а все регулировки двигаются плавно без существенного усилия. При покупке Игорь сделал консультацию проговорив какие микроскопы больше подгодят под какие задачи и в чем могут быть сложности. Сам микроскоп приехал хорошо упаковыным. А когда микроском уже был у меня Игорь обьясник как правильно его настроить под себя так что бы не уходил фокус при зумировании, как сделать максимально удобно и как правильно хранить.

Добавить комментарий